Как заинтересовать ребенка и подростка чтением, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности? Чем книга может помочь в кризисной ситуации? Как совместное чтение в детстве может помочь сохранить отношения в период переходного возраста? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета недавно даже был разработан спецкурс для взрослых. Его ведущая Анна Тихомирова, психолог с большим стажем работы с подростками и руководитель центра доказательного социального проектирования МГППУ, является также создателем детского книжного автобуса «Бампер». В нем собраны книги для ребят разного возраста, а также проходят занятия по чтению для детей, педагогов, библиотекарей и родителей.

Взрослый человек, конечно, может повлиять на увлечение ребенка чтением (более того, на мой взгляд, это сфера ответственности родителей), — но не заставить любить книги, а создать среду, которая вдохновит на чтение. Ведь то, в какую среду погружен ребенок, зависит от взрослых.
Родители могут за счет собственной увлеченности создать пространство, в котором у детей естественным образом проснется интерес. Но также нужно водить их на различные мероприятия, подбирать и читать определенные, актуальные для того или иного ребенка книги. То есть, активно относиться к формированию читательского интереса.
блоги, как ни крути, — это тоже текст
Читают, но, действительно, не то и не так, как мы хотим. Это другие тексты, оформленные непривычным нам образом. Мы хотим, чтобы ребенок читал книгу, сидя за столом, а он листает комиксы в телефоне, а это раздражает. Но ведь в это время мозг его работает с информацией, представленной в письменном виде, — и это чтение. Или блоги, как ни крути, — это тоже текст. То, что дети, например, в советское время получали из книг, сегодня они получают из массы других источников.
Надо принять как факт, что многое из того, что читали мы, для нынешних детей не актуально, не нужно и не интересно. Но это не значит, что они не читают — это клише, которое взрослые используют, не думая. Все те, кто сейчас не читает, и раньше бы не читали, — а в такой среде, где дети читали в прошлом, они читают и сейчас.
уровень литературного вкуса стал выше
Все-таки мы росли в другой среде: то, что нам казалось увлекательным, часто просто выделялось на общем фоне. А сейчас вокруг ребенка много всего, уровень требований изменился. И уровень литературного вкуса стал выше. Теперь перечитывать, скажем, Волкова невозможно: его текст мне, например, кажется очень слабым. Но история про Изумрудный город увлекала нас, и у нее было не так много аналогов. Сейчас есть много произведений, которые сочетают в себе захватывающий сюжет, современность и хороший литературный язык. Есть и проблема актуальности — многие книги из нашего детства рассказывают про нашу реальность, а не про реальность современного ребенка.
Что же касается школьной программы, то мне кажется, что это ответственность учителей, я бы не перекладывала ее на родителей. Далеко не все, что преподают сейчас в школе, нужно детям, большая часть программы выглядит очень формальной и может отбить всякое желание читать. Здесь как с любым предметом в школе, — если повезло с педагогом, все будет легко и интересно, а если не повезло, придется продираться самому. Все, что может сделать родитель, — это открыть вход в другую литературу, актуальную для конкретного ребенка, соответствующую его психологическому запросу.
Конечно, для того, чтобы дать ребенку правильную книгу, родитель должен сам разбираться в сегодняшнем мире детской и подростковой литературы. Это непросто: существуют информационные порталы, но у каждого взрослого есть собственная позиция, ему важно, чтобы книги помогали в воспитании и были сообразны его ценностям и принципам, а не принципам книжного портала, хоть и самого хорошего.
Сегодня детские книги, в основном, продаются в больших сетевых книжных магазинах, и там невозможно, например, получить ответ на вопрос: что почитать ребенку, который боится темноты? Ни один продавец не поможет подобрать книги под потребности ребенка, под конкретные ситуации, в которых книга могла бы помочь. Для этого нужны специальные компетенции, которых у продавцов, а часто и у библиотекарей просто нет.
Возрастные маркировки только сбивают — часто издатели ставят завышенный возраст: если в книге кошка задушила мышку, то по закону должен стоять ценз 12+, что может не соответствовать реальности. Кроме того, все дети разные, и все эти формальные штуки только мешают: что одному рано и в 12, то другому будет как раз в 6 лет.
Собственно, поэтому мы разработали образовательную программу «Детское чтение как ресурс социально-психологического развития ребенка». Мы планируем, что для тех, кто работает с детьми, — библиотекарей, педагогов, психологов — она сможет стать своего рода дополнительным образованием. Но поучаствовать могут, конечно, и родители.
Обсуждение материала
Оставить комментарий