Школа-пансион для одаренных и мотивированных детей «Летово» начнет работать в 2018 году, но уже открыт прием заявок на поступление для учащихся 5-6 и 8 классов и конкурс среди учителей. В школе будут учиться дети со всей России, начиная с 7 класса.
Амбициозный проект — создать в стране школу, дающую доступ к образованию мирового уровня независимо от дохода семьи и места проживания, — частная инициатива бизнесмена Вадима Мошковича. Директор школы Михаил Геннадьевич Мокринский более 20 лет руководил лицеем № 1535 г. Москвы, лидирующим в рейтинге сильнейших школ страны. Российские и зарубежные преподаватели приглашаются на работу в «Летово» после прохождения конкурсного отбора и проходят дополнительную подготовку.
Заместитель директора по академическим вопросам Мадлена Шагинян — специалист в области российского и международного образования и профессионального развития для учителей, сертифицированный тренер программ Международного бакалавриата (IB), старший научный сотрудник МГПУ. В «Летово» она занимается внедрением в программу лучших российских и международных практик и методик, отвечает за качество образовательных стандартов и инновационную систему профессионального развития преподавателей школы. Она рассказала «Учёбе.ру» о принципах работы с одаренными детьми, о том, какие умения считаются сегодня необходимыми, и о том, каким должен быть учитель.

У всех стран и школ свой подход к одаренности. В «Летово» мы будем прежде всего исходить из собственной образовательной модели: мы объединили сразу несколько теорий и методик работы с одаренными детьми. Во-первых, теория психологического развития Льва Выготского — у него есть понятие «зона ближайшего развития». Для каждого ребенка такая зона будет определяться и в соответствии с ней будет выстраиваться траектория обучения. Мы также принимаем во внимание «теорию множественного интеллекта» Говарда Гарднера, который считает, что у каждого человека есть уникальный интеллектуальный профиль, в который входят различные типы интеллекта.
Если говорить о подходах к обучению, к выявлению каких-то способностей или особого таланта, который сразу нераспознаваем, то здесь мы будем использовать «концепцию человеческого потенциала» американского психолога Джозефа Рензулли (одаренность рассматривается у него как сочетание трех характеристик: интеллектуальной одаренности; творческой одаренности или креативности; мотивации или побуждения к деятельности, — Прим. ред.). Если следовать Рензулли, дар — это врожденная, «необученная» способность, а талант — это способность развитая: умение делать что-то лучше других.
А вот бывший заместитель директора школы Итон и бывший директор школы UWC в Армении Джон Паддефут (John Puddefoot), например, в разговоре как-то вообще сказал, что не верит в то, что люди бывают одаренными и талантливыми от природы. У многих экспертов, которые занимаются образованием, свое видение. Единого понимания одаренности и того, как с ней работать, нет. Мы склонны верить, что каждый ребенок талантлив и у него есть свои, изначально заложенные способности, которые в определенных условиях могут развиться в большей степени.
вся система создается вокруг того, что ты не один
Мы будем использовать программу «концептуального обучения» Ван Тассел Баски. У нее дети используют фактический материал только как первую ступень к познанию, а дальше рассматриваются большие понятия, концепты, к которым этот фактический материал может привести. На уровне понятийного обучения предметы уже легко интегрировать.
Я хочу подчеркнуть, что «Летово» — российская школа и в основе ее будут лежать российские традиции. Летом мы были в Стэнфорде, и там все признавали, что соискателей-математиков и программистов из нашей страны нанимают почти всегда. Наша математическая школа всегда очень ценилась.
В основу программы лег российский образовательный стандарт, который мы дополнили американским, английским и стандартами Международного бакалавриата. Ядром программы являются умения. Мы выделили четыре основных (хотя на самом деле их значительно больше): критическое мышление, креативность, коммуникативность, взаимодействие. Мы брали за основу разные исследования и прогнозы относительно того, какие умения и качества будут необходимы в ближайшем будущем. Особенно хотелось выделить умение взаимодействовать. Это очень сложно: мы все амбициозны, у каждого свои цели, — но все-таки есть надежда, что учащиеся будут уметь эффективно работать в команде, ценить совместную работу, уважать мнения других и признавать, что кто-то может внести не меньший вклад, чем ты. Когда ты хочешь воспитать лидера, есть опасность, что дети озлобятся, конкурентность — вещь опасная. Сегодня многие думают: если хочешь быть сильным и побеждать, ты не должен задумываться о других. В нашем случае это невозможно, потому что вся система создается вокруг того, что ты не один: ты с людьми, такими, как ты, с общими интересами и одинаковыми ценностями.
созвездие всегда ярче, чем одна звезда
Наши учителя много учатся — до открытия каждый пройдет несколько программ, порядка 500 часов профессионального развития. То, что они компетентны в своих областях, никто не подвергает сомнению, но когда столько профессионалов собирается вместе, они дают другу удивительные вещи сверх того, что даем мы. Наша задача — создание профессионального сообщества людей, очень сильно неравнодушных к профессии.
Конкурс у нас открытый, мы зовем учителей из всех городов и стран — чем больше людей из разных мест будет в школе, тем богаче будет ее культура. Требования прозрачные: во-первых, это педагоги, у которых уже есть хорошие результаты — их ученики побеждают в олимпиадах, получают высокие баллы по ЕГЭ и IB, показывают хорошие результаты на международных экзаменах. Либо это люди, известные своими просветительскими проектами.
Для педагогов мы тоже разработали профессиональный и личностный стандарт. Например, человек должен с любовью и энтузиазмом относиться к своей профессии, блестяще знать свой предмет, уметь планировать и оценивать образовательный процесс, должен уметь работать в команде. Личностные компетенции таковы: он сам должен творчески и критически мыслить, быть объективен, честен и трудолюбив и уметь взаимодействовать с другими преподавателями. Педагоги с ощущением «я — звезда» работать в «Летово» не смогут. Это созвездие, оно всегда ярче, чем одна звезда. Как правило, на вопрос, почему ты стал учителем, люди отвечают: «У меня в школе был хороший учитель». Лично мне кажется, что хорошие учителя, как и врачи, должны любить людей, интересоваться ими, в данном случае — детьми и коллегами. Хороший учитель — тот, которому не все равно, как ты учишься, — он заряжает энергией и побуждает к образованию тем, что ты ему небезразличен.
Обсуждение материала
Оставить комментарий