.jpg)
По специальности я художник-график, иллюстратор. В нашем университете есть две выпускающие кафедры: кафедра иллюстраций и кафедра художественно-технического оформления книжной продукции (ХТОП). Первая готовит художников и иллюстраторов детской книги, а из ХТОПа выходят книжные дизайнеры и верстальщики — люди, которые работают в издательском бизнесе.
То, что меня привлекает рисование, стало очевидно классе в шестом. Что касается именно поступления в «Полиграф», то опомнилась я поздно, к 11 классу. Время уже было упущено.
Люди, которые идут туда целенаправленно, начинают заниматься заранее, ходить на курсы при университете. Я же не знала о том, что там есть своя специфика рисования, просто рисовала, как умела. А в «Полиграфе», оказывается, был важен определенный способ мышления.
Первый вступительный экзамен — как раз композиция, и после него всегда происходит дикий отсев
В основном там все строится на обобщении. Ты больше не художественные приемы используешь, а думаешь головой: что-то соотносишь с другими деталями, что-то делаешь более цельным. Например, сидящий человек — это как скульптура, монолит без деталей. Важно не срисовывать, а понимать, как это все устроено, как все выглядит изнутри. Нужно это исследовать. То же и с композицией.
Первый вступительный экзамен — как раз композиция, и после него всегда происходит дикий отсев. На нем надо нарисовать работу по классическому произведению художественной литературы. Здесь очень важно показать пространство, свет, тень, контрастность, ракурсы — строго определенные моменты, которые интересуют комиссию.
В первый раз это были «Мертвые души» Гоголя, и тогда я провалила экзамен. В следующем году делала иллюстрации к «Белой гвардии». Мне показалось, что мало кто возьмет этот сюжет, что эта книга будет выигрышной. Я выбрала эпизод, в котором не происходит никаких действий, и его сложно было изобразить. Героиня сидит у окна, ждет. Комната, часы ожидания. Сцены с действием рисовать, конечно, легче, потому что кто-то бежит, кто-то боится, кто-то отпрыгнул к стене. Но я справилась со своим заданием и была допущена к следующему экзамену.
Кроме композиции для поступления нужно было сдать рисунок: фигуру человека, поясной портрет. Здесь, конечно, важна анатомия, но и на цветовые и тоновые отношения, правильные пропорции комиссия обращает внимание. Экзамен по живописи — натюрморт, который все пишут маслом. Важно выбрать правильный ракурс, чтобы получилась интересная композиция: все предметы находятся в пространстве, зритель должен почувствовать воздух в этом натюрморте, увидеть расстояние между предметами.
За вступительные работы ты получаешь баллы, никто не дает тебе никаких отзывов. Поговорить с преподавателем о своих работах можно только на апелляции. Во второй раз я прошла, набрав необходимое количество баллов.
Литературу и русский язык. Я сдала ЕГЭ еще после 11 класса, поэтому весь следующий год посвятила занятиям живописью и рисунком.
В 11 классе я ходила лишь на летние девятидневные курсы в МГУП, и этой подготовки мне не хватило. Они даже, скорее, только напугали меня: показалось, что все вокруг так хорошо рисуют, а я — среди отстающих. Следующий год я занималась с педагогом из «Полиграфа». Мы рисовали по пять часов у нее в мастерской, и это очень здорово мне помогло: при поступлении я чувствовала себя уверенно, знала, как лучше рисовать, набралась опыта.
Мысли бросить все это у меня не было. От рисования я не уставала, очень люблю это дело. До этого я занималась в родной Калуге с преподавательницей, которая закончила МГУП. Мне нравились ее картины и школа этого университета в целом. Хотелось влиться в эту атмосферу, в эту среду. Чем больше возникало на пути препятствий, тем сильнее хотелось их преодолеть.
Когда я не поступила, то не особенно переживала из-за того, что все будут учиться, а я еще нет. Знала, что обязательно попробую поступить еще раз. Меня все поддерживали: и друзья, и семья.
Это было место, куда я так стремилась попасть, и мои ожидания во многом оказались оправданы. Первое время я носилась как бешеная и очень всему радовалась. Все меня вдохновляло. Конечно, меня предупреждали, что будет тяжело, но я была готова к бессонным ночам и всему остальному. Очень повезло с одногруппниками и преподавателями: по мысли и по духу они оказались мне очень близки.
У нас есть кафедра рисунка и живописи, где мы проходим разные темы: человек в интерьере, обнаженная натура. Есть кафедра иллюстрации: рисуем иллюстрации к детским и подростковым книгам. Например, один семестр занимаемся драматическим произведением и делаем гравюру, другой — иллюстрируем детскую поэзию и делаем коллажные иллюстрации. Есть ХТОПП (художественно-техническое оформление печатной продукции), где мы осваиваем технические навыки, делаем видео по книгам, плакаты, буклеты.
До 3 курса включительно ты должен заниматься на всех кафедрах абсолютно всем, а после идет распределение. Если выбираешь иллюстрацию, то количество часов, выделенных на другие занятия, сразу сокращается. И наоборот — при выборе живописи уменьшается количество часов по другим предметам.
Времени на тусовки у меня нет: прихожу из университета в шесть или в девять часов вечера, и обычно очень хочется спать, но надо много всего сделать
Я живу в общежитии. Там здорово, а главное — очень близко до вуза. Повезло с соседями, хорошая комната. Времени на тусовки у меня нет: прихожу из университета в шесть или в девять часов вечера, и обычно очень хочется спать, но надо много всего сделать. Обычно я решаю немного поспать, а потом заниматься, либо сразу заниматься и не спать — иначе вообще никак.
По иллюстрации у нас была тема — книга-биография. Мы выбирали ученого или выдающегося деятеля культуры и иллюстрировали историю его жизни. Так он становился персонажем. Я выбрала Довлатова.
Еще у нас есть предмет «композиционное проектирование печатной продукции». Нам дают тему, а мы внутри нее должны найти более узкое направление и по нему создать книгу. Я выбрала тему «российские ледоколы» и рассматривала их как людей. У каждого ледокола своя судьба: кто-то погиб на рифах, кто-то затонул, кто-то спасает людей, а кого-то только спустили на воду. Мы сами ищем фотографии, тексты, картинки, сами верстаем и делаем книги. У всех получается очень здорово. Некоторые студенты сделали книги о поверхности моря: чайки, камни — все, что снаружи. А другие, например, — о мусорных глыбах, которые плавают в океанах.
Преподаватели иногда устраивают выставки: собирают книги у курса и организуют просмотр. Еще их можно увидеть на международных конкурсах и фестивалях, вроде «Типомании» и «Жар-книги».
Обсуждение материала
Оставить комментарий