«Война правок»: мегаполис как Wikipedia
Идея: Городское пространство может меняться под влиянием жителей, которые постоянно вносят в него правки. Этот процесс похож на принципы работы цифровой энциклопедии Wikipedia.
Создатели: Наталья Волкова, Никита Овсюк, Ольга Исаева, Диана Колесникова.
.jpg)
«Наш проект "Война правок" поднимает вопрос о внесении корректив в городское пространство, когда обычные жители хотят что-то поменять в городе, но сталкиваются со множеством ограничений: не понимают, к кому обращаться, не знают, как поддержать диалог с другими горожанами и городскими властями и т. д. Изучая город, мы обратили внимание на пространство, в котором очень быстро происходит процесс внесения изменений, — интернет. Мы сравнили процесс внесения "городских правок" с работой известных онлайн-ресурсов, таких как Wikipedia и GitHub. Мы хотели оценить их сходства, различия, сильные стороны и особенности физического пространства в сравнении с онлайн-средой. Например, феномен "войны правок", когда участники систематически отменяют правки друг друга, возник в Wikipedia, но если взглянуть на историю города и отдельных зданий, можно увидеть, что и здесь это понятие уместно.
С одной стороны, наша работа является арт-проектом, который может позволить горожанам посмотреть на городское пространство под другим углом. С другой стороны, мы пришли к одному из возможных решений заявленной проблемы. Мы придумали "Магазин правок" — онлайн-платформу, на которой можно приобрести "правку" в городе: высадить деревья, убрать мусор, очистить реку, установить лавочку. Платформа включает в себя все сильные элементы рассматриваемых нами онлайн-ресурсов: диалог, сохранение истории правок, быстрое внесение изменений. В стоимость услуги входит получение разрешения от местных органов самоуправления, непосредственно услуга и обслуживание установленного объекта. Таким образом, соединив онлайн- и оффлайн-принципы, мы получили новый взгляд и новое решение для старой проблемы. Это, как нам кажется, и есть гибридный урбанизм в самом ярком своем проявлении.
Мы думаем, что самые эффективные решения в современном мире рождаются на стыке совершенно разных, порой даже противоположных идей, концепций и подходов. Гибридный урбанизм берет сильные стороны разных пространств и, соединяя их, добивается синергетического эффекта. Участники нашей команды всегда хотели работать в сфере инноваций и больших идей, которые меняют поведение людей, поэтому и сделали выбор в пользу этой специальности.
"Стрелка" научила нас прототипированию, и мы, вероятно, будем применять его и в своей дальнейшей жизни. Одна из участниц нашей команды уже занялась мини-проектом по изучению звуков Санкт-Петербурга. Ведь звуки города сегодня недооцениваются. Горожане даже целенаправленно развивают в себе "глухоту", теряя целостное восприятия пространства. И все же каждый город имеет свой звуковой код — звук или набор звуков, которые присущи только ему одному. Именно этот код она и хочет выявить».
Architecture Mass Market: градостроение как рынок
Идея: Архитектура может стать доступной благодаря масс-маркет-проектам именитых архитекторов, доступным широкому кругу людей.
Создатели: Родион Еремеев, Тимур Черкасов, Вадим Егоров, Ксения Краснова.

«В нашем проекте Mass Market Architecture мы задались вопросом, как может измениться индустрия архитектуры в будущем и как это повлияет на городской ландшафт. Мы исследовали тенденции в строительстве, программном обеспечении и алгоритмическом проектировании и попытались представить себе будущее, в котором есть рынок доступных дизайн-проектов, разработанных именитыми архитекторами. Такие кейсы могли бы продаваться по меньшей цене, целиком поддавались бы кастомизации под нужды заказчика и существенно отличались бы от существующих, стандартизированных, готовых проектов, которые можно найти в интернете.
Все это может стать возможным при полной автоматизации стадии проектирования. Если появится инструмент, где функцию архитектора выполняет алгоритм, любой желающий сможет на время стать специалистом в области архитектуры. В итоге уровень качества и эстетичности частной архитектуры (например, дач) может вырасти, как это произошло с веб-сайтами, где благодаря конструкторам сегодня можно создать страницу, никого не нанимая, только за счет сделанных профессионалами шаблонов. В массе своей уровень дизайна вырос за счет подобных инструментов. С другой стороны, может случиться и так, что в результате появится серая масса стандартизированных зданий, как в случае с "хрущевками".
Вопрос, как изменится в связи с этим профессия архитектора, остается открытым. Можно лишь предположить, что архитектор превратится в контролера общего процесса. В любом случае, сегодня лишь малый процент от всей архитектуры является авторской, а оставшаяся часть как раз может регулироваться алгоритмом.
В нашем понимании гибридный урбанизм — это синтез цифровых технологий и города, и нам всегда было интересно сочетать актуальные технологии с архитектурной практикой. В частности, имея багаж знаний, полученных в институте "Стрелка" и архитектурного университета Каталонии, мы хотим найти ответы на вопросы о том, как цифровые технологии можно применять в городе и кому это может быть нужно.
Наша цель сейчас — развитие критического подхода в комбинирование современных технологий с архитектурой и строительством. Не хочется создавать пустые, но якобы технологичные проекты только ради информационного шума. Главный упор мы делаем на глубокое исследование выбранных проблем для создания обоснованных концепций, а также стараемся заглядывать в разные не связанные с архитектурой сферы, чтобы найти новые идеи. Хочется и дальше развиваться в профессиональной среде, нарабатывать опыт и создавать собственные проекты».
Google Urbanism: таргетированный город
Идея: Таргетирование онлайн-рекламы может выйти в физическое пространство за счет привязки пользовательской активности к геолокации.
Создатели: Николай Бойдашев, Кирилл Ростовский, Андреа Савар, Харшавардан Хат.

«Идея нашего проекта Google Urbanism заключалась в переосмыслении общепринятого мнения о том, что персональные данные имеют коммерческий потенциал в сфере цифровой рекламы. Мы решили сделать акцент на том, что все пользователи — реальные люди, которые прежде всего находятся в физическом пространстве, и уже потом — в цифровом. Мы предлагаем "лицензирование пользовательского внимания в цифровой среде", когда присутствие конкретного человека в определенном месте может создавать экономическую прибыль и для компаний, и для города. Это действует по аналогии со сферой добычи полезных ископаемых, когда "частники" покупают лицензию на добычу и платят налог государству.
Иными словами, если пользователь хочет показать другу смешное видео, пока они сидят в парке, и перед видео транслируется рекламный ролик, то компания, в нашем случае Google, получает прибыль. Коэффициент этой прибыли, тот процент, который платит рекламодатель, зависит от точки расположения пользователя: возникает небольшая накрутка, которая потом реинвестируется в публичное пространство города. Так Google получает прибыль, рекламодатель — клиентов, а город — деньги на благоустройство.
"Гибридный урбанизм" показался нам интересным не только потому, что это абсолютно новая концепция, но и потому, что сам термин как нельзя лучше описывает новую территорию, сформированную на пересечении digital-сферы и физического пространства, которую сейчас только начинают изучать. Изначально все мы думали о конвергенции между городом и цифровыми технологиями, но потом стало ясно, что эта тема гораздо шире и включает в себя более широкие понятия. Все наши проекты — это попытка проанализировать сочетание противоположных явлений, поэтому слово "гибридный" отлично отражает суть предмета исследования.
Наша цель заключается в том, чтобы использовать импульс, который дал мне институт "Стрелка", и продолжить раздвигать границы архитектурного мышления за рамки зданий. Участники нашей команды уже стали заниматься собственными проектами и сотрудничать с компаниями, взяв инициативу в собственные руки и не ожидая приглашения к действию».


Сам термин «гибридный урбанизм» появился еще в 1990-х. Мы же придали ему новый смысл для обозначения нашего поля интересов — пересечения цифровой среды и физического пространства. Новое приложение или сервис порой меняют город сильнее, чем новый парк или здание — это факт. Поэтому появляется необходимость в специалистах, которые могут мыслить комплексно, проводить исследования и находить новые решения для городского пространства и организаций.
На удивление мало специалистов сейчас занимается изучением выбранной нами области, и в процессе создания курса мы столкнулись с тем, что в ней существует парадоксально мало экспертов, хотя она и востребована и быстро развивается. Такая проблема есть и у нас, в России, и на Западе. Это позволяет говорить о том, что мы выбрали верное направление для нашей образовательной программы, поскольку выпускники «Стрелки» смогут стать основой для новой специальности, если продолжат свои исследования.
Гибридный урбанизм как понятие выходит за рамки архитектуры и дизайна, а значит, позволяет применить навыки во многих сферах, от создания городских сервисов и интеграции существующих цифровых систем в городскую среду до городского планирования и архитектруры. Сейчас цифровая информация, данные о городе, инновации и технологии привлекают всеобщее внимание, и эта тенденция будет актуальной еще долго. А людей, которые обладают достаточными знаниями о взаимодействии цифровой и физической среды, на данный момент недостаточно. Этой зимой наши студенты участвовали в экспериментальных проектах для таких компаний, как YouDo.com, Cushman&Wakefield и Nike, и мы еще раз убедились, что в любом случае гибридный урбанизм применим и полезен — будь то стартап или крупная спортивная компания.
Мы надеемся, что роль наших выпускников будет в объединении специалистов разных областей для работы на новом, неоформившемся поле проблем. За шесть месяцев студенты на практике научились проводить исследования, общаться с экспертами, представлять результаты своих исследований и делать предложения.
К сожалению, Москва — мегаполис, к которому сложно применить большинство трендов. Мы живем в условиях нестабильного экономического контекста, когда можно делать предположения, но быть уверенным в результатах практически невозможно. Могу сказать только, что, очевидно, продолжится интеграция цифровых технологий в городскую среду, и это повлечет за собой развитие нового образа мышления, который идет вразрез с традиционным пониманием восприятия города. Этот процесс идет гораздо быстрее физического изменения Москвы, и традиционные методы работы устареют.
С момента своего основания институт держал фокус на смелости и уверенности в возможности изменить будущее. В своих учебных проектах студенты «Стрелки» затрагивали тему развития города, делая предложения, которые невозможно реализовать сегодня, но они позволяют взглянуть на то, что нас ожидает. Сейчас важно быть динамичными и гибкими, уметь работать в условиях непредсказуемости и нестабильности, так что мы стараемся учить своих студентов мобильности в рамках образовательной программы.
Обсуждение материала
Оставить комментарий