
Где вы учились робототехнике?
Я нигде не учился робототехнике, это мой эмпирический опыт, который я получил при строительстве роботов для молодежных соревнований «Евробот». То есть, я не сидел за партой и не изучал теорию, а сразу пошел в кружок при Дворце пионеров, где можно было каким угодно способом мастерить роботов, и никто не помогал тебе в этом. Это помогло мне пойти по своему пути, который не был задан заранее. Первого робота я создал лет семь назад, и он состоял из куска фанеры и двух электродвигателей. С этим роботом я принял участие в соревнованиях, которые дали мне мотивацию заниматься этим дальше.
Надо участвовать в молодежных проектах по робототехнике, которые подразумевают широкое поле для творчества, где нет никаких рамок и ограничений, кроме габаритов и массы робота. Таких, как тот же «Евробот». А есть другие конкурсы, где людям не дают думать и растить в себе внутреннего конструктора, они только делают что-то по готовым инструкциям. В них участвовать бессмысленно, на мой взгляд.
Это скорее задача родителей, поскольку стать хорошим инженером можно, только если эта мысль закладывается в человека в самом начале пути, в 6-10 лет. Также важна тусовка и соревнования. Когда начинаешь в 17-18 лет, вряд ли выйдет что-то толковое, если ты не очень целеустремленный человек. Мои родители подтолкнули меня участвовать в конкурсе. Но важно не препятствовать ребенку искать самостоятельные технические решения, чтобы он мог набить шишки и использовать этот опыт. Эта деятельность будет отличной подготовкой к той инженерной практике, которую студент позднее получит в институте, к моменту поступления он сможет работать с техникой на принципиально другом уровне и находить с ней общий язык.
Для того, чтобы вырастить мыслящего человека, нужно много трудозатрат, и это комплексная задача. В первую очередь, это задача родителей, дошкольного образования и школ. Сегодня много делается для этого: создаются кружки, ЦТПО при институтах, Fablab’ы, куда школьник может прийти, и ему помогут выполнить проект. К примеру, своего робота я делал на базе «Эксперментариума» в нашем лицее № 1502, а 3D-принтер вырезал на лазерном «резаке» в ЦТПО МЭИ.
Думаю, в школьной системе образования можно кое-что изменить — пригласить учителей из среды творческой интеллигенции и предпринимательской элиты. И это принесет плоды. Государству также нужно поддерживать конкурсы для школьников. В конкурсах, проводимых за рубежом, поражает объем инвестиций, и невольно приходится провести параллель с российскими конкурсами, которые держатся только на энтузиазме организаторов. Мне кажется, надо активно поддерживать на всех уровнях такие конкурсы, как «Евробот» и Балтийский инженерный конкурс. Также государству надо больше поддерживать школьников персонально. В 2014 году премия Президента РФ по поддержке талантливой молодежи позволила мне купить комплектующие для моего нового 3D-принтера и робота, с которыми я участвовал в Intel ISEF.
Я не вижу смысла в роботах-компаньонах, это все придумка капиталистов
Вначале у меня созрела необходимость построить свой 3D-принтер, и я это сделал, причем так, чтобы он стал доступным для школ, у которых нет своих принтеров или ЧПУ. А потом я решил разработать практическую модель, которая позволила бы школьникам приобретать знания по робототехнике. Это шестиосевой робот-манипулятор, грубая модель человеческой руки, у нее нет такого совершенного хвата, как у пальцев человека, но все же она на многое способна. Я сделал своего робота очень дешевым в производстве и легко модифицируемым, чтобы какой-нибудь школьник мог распечатать другую деталь, видоизменить конструкцию и посмотреть, как это влияет на функциональность. То есть, это позволяет заниматься творчеством на базе чего-то готового. Я разработал математическую модель, которая позволяет задавать в трехмерном пространстве координаты, в которые попадает рука. Дети могут экспериментировать, менять параметры и за счет этого получать разноплановые знания в области программирования, электроники, робототехники и т. д.
Я не вижу смысла в роботах-компаньонах, вроде андроидов с зачатками интеллекта. Мне ближе промышленная робототехника, и мне кажется, что будущее индустрии — в том, что спектр выполняемых роботами операций будет расширяться, и робототехника придет в мелкие предприятия, заменяя человека в тех сферах деятельности, где требуется монотонный труд.

До этого настолько далеко, что я никогда об этом не думал. Я видел единственную роботизированную кисть с пальцами, которая как-то сравнима по тонкости производимых операций с человеческой, и она стоила 100 тысяч долларов. Так что мне кажется, еще пару веков мы ни с чем таким не столкнемся.
Я встречаю на конкурсах ребят со схожими интересами, которые действительно что-то делают, ведь интересоваться и делать — это все-таки разные вещи. Рядом со мной кто-то двигается, толкается локтями на пути к достижениям, а на остальных я внимания не обращаю, честно говоря.
Мне кажется, что те, кому даны способности в этой сфере и целеустремленность, — те уже что-то делают. А универсальных способов заинтересовать всех просто нет.
Поступать в вуз и дальше заниматься робототехникой. Я решил остаться в России — поскольку читал западные учебники и сделал вывод, что у нас и в Европе по-разному готовят инженеров. Мне кажется, будет сложно взаимодействовать с людьми, которые привыкли мыслить в другом ключе. Да, интересно общаться и обмениваться идеями, но работать с российскими специалистами будет плодотворнее.
Робототехника включает в себя огромное количество одних только технических дисциплин: электронику, машиностроение, программирование. А ведь есть еще дизайн, управление продуктом, системный инжениринг. Эта область самодостаточна и многогранна, и здесь всегда найдется что-то, что будет меня вдохновлять.
Обсуждение материала
Оставить комментарий