Мой город — Астрахань
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Базовая идея, которую каждый должен усвоить на 1 курсе, — то, что все люди — разные»

Где проходят практику первокурсники МПГУ, зачем студентам-педагогам изучать детскую физиологию? Об этом рассказала заведующая кафедрой информационных технологий Института детства МПГУ, доктор педагогических наук Елена Булин-Соколова.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
22 апреля 2016
Елена Булин-соколова,
заведующая кафедрой информационных технологий
Института детства, доктор педагогических наук
В Институте детства есть так называемый универсальный бакалавриат. Что это за программа?

Это программа позволяет сформировать общеинтеллектуальные, общеучебные умения и развить критическое мышление. Она помогает научиться извлекать смысл из текстов, иногда очень сложных, и передавать этот смысл другим, высказывая, защищая и аргументируя свою позицию. Основные задачи универсального бакалавриата — научить учиться самому и учить других, а также ставить цели, чтобы студент понимал, зачем он пришел в вуз и чего хочет добиться в дальнейшем. Выпускник такой программы может быть востребован в очень разных сферах.

В такой программе больше обязательных курсов или больше курсов по выбору?

Чем старше студент, тем больший объем в учебном плане занимают курсы по выбору. Первый год и 1 курс — это первый опыт, поэтому здесь нужно больше обязательных курсов. А в последние два года, напротив, изучаются практически одни только курсы по выбору. Мы стараемся предлагать больше курсов с каждым годом, и это непросто в организационном плане и недешево в финансовом. Если какой-то курс выбирают всего несколько студентов, он автоматически становится довольно дорогим. Поэтому у нас возникла идея сетевого взаимодействия, которую мы обсуждаем с другими вузами. В планах — создание совместного пула курсов, чтобы студенты могли посещать курсы одного университета, обучаясь в другом.

Практика должна быть центральной частью учебного плана
Студенты Института детства проходят практику?

Практика должна быть центральной частью учебного плана: всё, что мы делаем в вузе, строится вокруг решения практических задач, с которыми сталкиваются выпускники. Все наши студенты, независимо от направления подготовки, с 1 курса выходят на практику. Для того, чтобы ученик вырос в хорошего учителя, у него должна быть возможность пробовать себя в разных видах деятельности. И площадкой для таких проб должны стать образовательные учреждения: детские сады и школы.

В программу 1 курса входит изучение детской физиологии, психологии, педагогики, дефектологии и девиантологии (они нужны, чтобы понять, что такое норма и какие бывают отклонения от нее). При этом все новые знания студенты могут опробовать на практике. Каждые четыре недели мы начинаем изучать новую возрастную группу, начиная с рождения. Каждая неделя начинается с лекционного дня и заканчивается днем практическим, который проходит в образовательном учреждении. Кроме того, мы учим студентов снимать и обрабатывать видео, чтобы фиксировать всё происходящее, и затем анализировать результаты.

В детском саду первокурсники работают по предварительно составленному плану: наблюдают за детьми, проводят оценку их развития и физического состояния. Кроме того, они изучают разные виды деятельности детей, скажем, игры. Студент должен понимать, например, чем «игра вместе» отличается от «игры рядом», ведь до определенного возраста ребенку недоступно игровое взаимодействие с другими, и он играет сам с собой. В конце практики в детском саду нужно определить, готов ребенок к школе или нет, а с началом 2 курса учащиеся переходят к практике в начальной школе.

Допустим, студент уходит на практику, а после нее понимает, что с детьми он работать не хочет. Что тогда?

В системе универсального бакалавриата можно изменить профиль во время обучения. Однако в этом случае придется быстро освоить недостающую часть программы. Вуз создает для этого все условия, но во многом успех тут всё-таки зависит от самого студента.

Есть ли минусы у такого погружения в практику?

Практика часто показывает, с чем до поступления в вуз не справилась школа. Например, человек 11 лет сидел за партой и молчал, а теперь должен выйти к детям и учить их. Бывает так, что человек не умеет действовать самостоятельно, формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения, поскольку в школе ему лишь давали шаблоны, по которым он работал.

Кроме того, на практике студенты нередко сталкиваются с примерами того, как работать не нужно, и в этом случае они должны сами понять, что происходит неправильно. Они фиксируют свои наблюдения на видеокамеру, а потом разбирают записи с преподавателями. Некоторые неправильные вещи для студента очевидны: например, он видит, как воспитатель кричит на ребенка, после чего ребенок теряет интерес и желание что-либо делать в обществе этого взрослого. В целом учащиеся приходят на практику, чтобы посмотреть на работу профессионалов, но часто видит проявления непрофессионализма. Мы затем можем объяснить, что именно они наблюдали.

С криками воспитателей всё понятно. А какие бывают неочевидные неправильные вещи?

Например, если дети во время урока сидят очень тихо, а на перемене начинают шуметь, кричать и плохо себя вести. Непрофессионалу сложно догадаться, что на самом деле дело в том, что они всё это время находились в состоянии стресса, из-за которого накапливается большое количество эмоций и переживаний. Дети не могут вести себя свободно на уроке, так что хулиганят после. Преподаватели вуза в таком случае не только объясняют, в чем заключается ошибка школьного учителя, но и показывают, как следовало поступить в этой ситуации.

Сегодня всё больше детей сталкивается с логопедическими и неврологическими проблемами. Учитываете ли вы эту тенденцию при подготовке студентов?

Да, и мы не изучаем психологию или педагогику отдельно, а рассматриваем человека "целиком", с особенностями и ограничениями его возраста. Базовая идея, которую каждый студент должен усвоить на 1 курсе, — то, что все люди — разные. Спектр здесь очень широк — и в психологическом смысле, и в смысле физиологии. Два шестилетних ребенка могут быть не похожи даже с точки зрения степени сформированности скелета. Все развиваются с разной скоростью, у каждого есть свои особенности, и студент должен понимать, где начинаются отклонения, которые требуют вмешательства специалиста, уметь работать с этим и быть толерантным. Этому мы тоже должны его научить.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
22 апреля 2016
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты